Почему “летних”?
С чем у вас ассоциируется словосочетание “летний домик”? У меня с домиком в деревне, полем, бабушкой, летом, вечерними посиделками с друзьями, прохладной травой под босыми ногами, завтраками на веранде, росой, домиком у моря и отдыхом. Летние воспоминания и ассоциации настолько объемные, кажется их можно потрогать! Хочу перенести хотя бы часть тактильных эмоций в материал и предлагаю поучаствовать в этом вместе со мной.
Летний домик это небольшая не капитальная постройка, которая сама по себе часто выглядит как отдельный персонаж со своим характером. Взяв за основу простую форму, я предлагаю передать определенную эмоцию, впечатление или характер через фактуру и цвет.
Автор домика Наталья данилова
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Это проект-исследование своих внутренних ощущений - при поиске фактуры задавайте себе вопросы - что вам нравится больше всего, что цепляет, что откликается внутри?
Это проект-поиск визуально интересных поверхностей с помощью максимально простых инструментов. Помните, что когда нужно расшевелить мозг, ограничения работают просто великолепно!
Цель 1. Прокачать свои навыки в поиске и применении фактур, постараться с помощью фактуры передать определенное настроение.
Цель 2. Опытным путем найти для себя новые сочетания глазурей, которые можно применять в дальнейшем в других работах.
ЗАДАЧА
Слепить 10 непохожих один на другой домиков. Форма домиков может повторяться, непохожесть определяется особой фактурой, несущей определенное настроение и подходящей подобранной цветовой гаммой. За базовую фигуру можно взять квадрат, цилиндр, прямоугольник или даже треугольник с двускатной крышей.
В каждом домике при помощи примененной фактуры и цвета должно явно считываться что-то одно. Фактура должна быть убедительна. Оттолкнуться можно от простых прилагательных, от ощущений, от яркого визуально-эмоционального образа, например:
- морской
- дачная грядка
- уютный вечер
- старый
- жаркий
- тихий, спокойный
- костер
- тлеющие угли
- стрекотание сверчков и т.д.
Наша рабочая поверхность это все плоскости - стены и/или крыша. Стены могут “подыгрывать” характеру домика и быть гладкими или фактурными.
Представленные домики должны быть заглазурованы и обожжены.
Глина, техника исполнения, размер (не меньше 5х5х5см), глазури и способы покраски - любые.
Домики могут быть не просто фигурками, а подсвечниками, игрушками с подвесом, держателями для фото, емкостями для благовоний и даже шкатулками.
ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ
В основе любой композиции лежат три графические единицы - линия-точка-пятно. Именно с их помощью мы будем искать фактуры. Можно зафактурить только крышу, можно подключить стены, а можно и весь дом - здесь ограничений нет. Важно, чтобы фактура читалась и была визуально выразительна.
Условие 2. Не принимаются готовые отпечатки больших поверхностей, таких как кружево, сетка, различные штампы и прочее, что не дает осмысленного поиска, а просто заполняет плоскость. Для создания фактур можно использовать любые инструменты, дающие отпечатки точки, пятна и линии. Это могут быть: кончик кисточки, зубочистка, палочка для суши, шило, любой стек или петля, колпачок от фломастера, камень, ветка, бусины и пр.
Можно использовать дополнительные элементы - например, трубы, ставни, вывески, балкончики, наличники и прочее, неразрывно связанное с домиками.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ УЧАСТИЯ?
- подтвердить свое участие, написав под основным постом в соцсетях
- не позднее 25 ноября выложить в соцсеть (ВК, insta или телеграм) все 10 домиков с небольшим текстом-рефлексией на тему поиска фактур
- при публикации постов отметить организатора @valeria.romashkina (@shamotnayakroshka) и спонсоров @gavrilinglazes и @vitoldglina
- ваш профиль должен быть открыт чтобы мы могли видеть ваши посты
- работы выкладываем у себя на странице вк и/или в инстаграме под хештегом #10летнихдомиков
- если с инстаграмом и контактом есть сложности, выкладывайте в свой телеграм-канал, не забудьте про хештег
ЕЩЕ РАЗ О КОНЦЕПЦИИ
Для начала хочу написать что это вообще такое, потому что далее речь пойдет именно о ней.
Концепция (от лат. conceptio — «система понимания») — это особый способ трактовки, точка зрения, система взглядов, особый способ понимания автором явления, события, предмета.
Заявленная тема лета для домиков очень условна и ее можно применить очень по-разному. Она дана для того, чтобы от чего-то оттолкнуться, когда не знаешь с чего начать. Мне не хотелось задавать никаких жестких тематических рамок для всех, но обрисовать границы все же было необходимо.
Не забывайте что это не челлендж, не марафон, не конкурс, а именно ПРОЕКТ. Как вы понимаете для себя именно проектный формат задания? Можно написать в комментариях.
Что можно взять за основу? Варианты.
🔶 Это могут быть 10 одинаковых по размеру и форме домиков, выполненных из разных масс. Интересно? Еще как! Глина с грубым шамотом не позволит сделать вам такую фактуру, как на гладкой бесшамотной массе. А если поработать с бумажной глиной? Тут будет совсем другой подход, начиная с того что резать ее удобнее ножницами. Я уже молчу, что цвет глины тоже очень сильно влияет на ваш выбор фактуры и передачу настроения. При таком подходе материал во многом сам подсказывает что и как лучше сделать. По итогу вы получите очень объемный опыт работы с разными массами, это будет именно исследование и поиск, результаты которых мягко войдут в ваши привычные техники.
🔶 Можно наоборот еще сильнее сузить рамки и ограничить себя какой-то одной формой фактуры, принципы же ее нанесения будут разными. Я уже писала про основные приемы точка-линия-пятно. Так вот, можно оставить, к примеру, только точку/пятно и изучить как минимум 10 инструментов, дающих отпечаток условного пятна. Попробовать и проанализировать как на объекте одного и того же размера смотрятся микро-отпечатки кончика карандаша и чего-то очень крупного, как от смены размера похожей фактуры в целом меняется восприятие объекта.
Такой же поиск может быть и с полосками-бороздками - они могут быть выдавлены, процарапаны, выбраны крупным стеком или наоборот быть объемными налепами или нанесены с помощью калячницы.
🔶 Можно ограничиться темой “Лето в городе” и сделать серию урбанистических домиков, где можно поиграть и поискать грубые фактуры. Порассуждать в материале о растрескавшемся асфальте, отражении в луже, летнем проливном дожде с пузырями, о типичных спальниках в большом городе или наоборот о старых районах с частными домами. Можно пошкрябать и попробовать изобразить старую штукатурку, повтирать оксиды, сделать так, как делать “нельзя”.
Подумайте о чем вам хотелось бы рассказать через простой трехмерный объект.
Не делайте сложных конструкций, сфокусируйтесь на фактуре и эмоциях.
В этом проекте будет очень уместным спросить себя “что хотел сказать автор?”
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ:
- домики могут быть разных размеров, обязательно трехмерные.
- можно использовать калячницу для передачи фактуры.
- домик может быть «недостроен», если это соответствует вашему замыслу и поддерживает образ. Но только, пожалуйста, чтобы это не были 10 домиков из 10 без крыш)
- в качестве фактуры считается применение какой-либо необычной декоративной глазури (пенная, сборчатая, глуп). Только не в таком формате, чтобы весь дом был просто закрашен одной глазурью. Фактура должна главенствовать.
- можно публиковать работы в личных тг-каналах, если вы не ведете вк и инстаграм. Не забывайте про хештег #10летнихдомиков и если вдруг я вас потеряю, не стесняйтесь напомнить о себе.
С заботой, Валерия Ромашкина.
Спонсоры и призы.
Проект поддержали:
отечественные производители глиняных масс и глазурей для керамики
«Витольдглина» — российский бренд керамических масс, разработанных в Челябинске в 2020 году.
20кг массы 31/1 каждому из трех победителей
Gavrilin Glazes — это Паша и Женя Гаврилины, которые производят красивые глазури для керамики. Производство расположено в Москве.
1 кг глазури на выбор каждому из трех победителей
Отправка призов бесплатная по СНГ
Работы принимаются до 25 ноября (включительно).
После 25 ноября мы выберем 3х победителей.
Жюри:
inst + вк @valeria.romashkina aka @shamotnayakroshka
inst + вк @gavrilinglazes
inst + вк @vitoldglina
inst @the_zolotareva + вк @alzolotareva
ИТОГИ, ПОБЕДИТЕЛИ И ПРЕТЕНДЕНТЫ.
Саша Смит. Москва
Канал в тг Betonism
Немного рефлексии на тему, фактуре и текстурах.
Для меня проект не был вызовом - я специализируюсь на портретах домов, особенно - летних городских домиков, и под домиками я понимаю урбанистические структуры с крышей, стенами и окнами, но не только ими. Мне захотелось изобразить все разнообразие города: от магазина до часовни, трансформаторной будки и станции метро, панельки (кстати, это панелька типа КПД) и заброшки, кирпичики и башни, НИИ и мавзолея. Для текстур я использую отпечатки тканей, деревянные заточенные палочки от суши, проволочные стеки и спицы, петли, иглы, цикли, кисть из козы и канцелярский нож. Для крыш я люблю использовать металлики - в этом проекте их четыре вида, 8 разных керамических масс и немного любимых глазурей. Спасибо за возможность принять участие в крутом челлендже.
Полина Грачева. Красноярск
Немного рефлексии про домики и фактуру.
Эта был вызов для меня слепить 10 разных домиков ,но фактуру я люблю.Чтобы не так скучно было лепить домики ,я придумывала в каком домике я бы хотела пожить.Я люблю шамот, она сама по себе уже фактурная. Я использовала глину другого цвета, ангобы, оксиды ,глазурь. 9 домиков прошли один обжиг и только 1 домик мне захотелось еще раз покрыть глазурью и обжечь .Спасибо за этот конкурс, я бы сама не решилась лепить 10 домиков.
Татьяна Дорошенко. Алтай
Мне легко было согласится на участие в конкурсе #10летнихдомиков, т.к. уже давно решила при каждом удобном случае совершать какие-то «подвиги» в деле, в котором я новичок и в котором мне до мурашек интересно.
Понимая, что 10 домиков выполнить достойно и вдумчиво за отведённое время нереально, а особенно тогда, когда у тебя республиканский конкурс художественной керамики «Живая глина» буквально на носу, в котором мне также интересно принять участие, мне приходит идея прокачать гончарные навыки. Выглядит вроде бы не логично: тратить время на обучение, чтобы потом всё успеть. Но тем и важно пройти так, ведь чем сложнее путь, тем ценнее результат. И взялась я за крупные формы, с которыми я буквально выпала из реального мира.
В течение 2-х недель график был такой - по утрам я смотрела видеоуроки Александра Ивановича Поверина, а после шла готовить очень большие колобки из глины. Глину вот уже 2 года готовлю сама. И в течение дня я старалась центрировать глину и тянуть её как можно выше и дальше, познавая искусство гончара.
Примерно через 10 дней проб и ошибок я могла уже вытянуть приличного размера горшки для цветов, а потом родился первый небольшой кувшин амфорной формы, а за ним и самый высокий, 40 см в высоту, кувшин. К ним я спокойно смогла выкрутить носики и малюсенькую крышку с круглым хватком. Тут я пришла к потрясающему выводу: выкручивая крупные формы - мелкие рождаются точно и быстро.
Я была готова к изготовлению домиков. Все мои домики вырастали из гончарного круга с последующей ручной доработкой.
Часть домиков вместе с кувшинами были отправлены в утильный обжиг, а вот остальные не успевали его пройти. До окончания приёма работ оставалось время только на 2 глазурных обжига. Начинался потрясающий этап глазуровки, и основное количество домиков нужно было покрыть глазурью по сырцу. Стояла нешуточная задача – нельзя было испортить глазурью изделия. В первый глазурный обжиг пошли домики с уже проверенными сочетаниями глазурей, пригодился опыт нерикоми, и удалось положить пробники по сырцу, которые могли бы дать подсказки. Вследствие того, что моя природная глина без добавок и хорошо себя показывает на температурах от 950 до 1080℃, я использовала глазури «Терраколор», т.к. они хорошо взаимодействуют друг с другом и с удивлением обнаружила, что они ещё и дружат с эффектарными китайскими глазурями, которые я использовала в качестве подложки. Причём, при использовании их по сырцу, результаты такого взаимодействия восхитительны. А ведь эти китайские глазури долгое время себя никак не проявляли.
Так что боевое крещение состоялось!
Мне хотелось бы показать здесь работы и отзывы еще трех участниц, которые выполнили полностью весь объем задания.
Елена Волкова. Великие Луки
Ссылка на ВК - студия "Стрекоzка"
Решение об участии в проекте оказалось для меня совершенно спонтанным и уместным, так как я планировала строительство нескольких домов в этот период времени.
Моя фантазия моментально активировалась. Идей было больше, чем на 10 домов. Но пришлось выбирать из имеющихся возможностей, что бы не заказывать дополнительных глин и глазурей. Процесс начался. Удовольствие я получила колоссальное, весь период пребывала в состоянии эйфории. Появились силы, освободила максимум своего времени, в общем утонула в творчестве.
Сам проект оказался для меня очень значимым, это был мой первый подобный проект. И наткнулась на него совершенно случайно, просто лайкнула и пролистала дальше, а через несколько минут меня стукнуло: «Участвуй!». Для меня проект как новый виток моего творчества. Я чувствую себя снова в деле, процесс застоя прошел.
Инна Овсиенко. Таганрог
Меня очень вдохновил ваш проект. Я с большим удовольствием включилась в исполнение, так сказать отвлеклась от рутины))))
И ещё этот проект показал мне много интересных художников ,различные взгляды и подходы по теме( некоторые прям очень удивили).
Большое спасибо за проект 🤗
Екатерина Федорова. Краснодар
Проект #10домиков и мои впечатления.
Люди говорят "красота спасёт мир", а что могу сказать я?
- Домики спасли мир.
10 керамических домиков помогли мне сделать 10 шагов к своему собственному миру. Миру в своей душе.
Керамика, как и любое творчество, это отличный способ арт-терапии.
Проект позади, а на душе хорошо.
Этот проект заинтересовал меня, подумала, что люблю разглядывать дома, домики, и всё,что с ними связано вот все эти детальки-окошечки, двери, карнизы и т. д. Хочу! Хочу поучаствовать, решено-сделано.
А у самой печь не подключена,но отлично, что муж подключился и вопрос решился.
Если говорить о технической стороне вопроса, то я только в начале своего керамического пути. Каюсь, всем керамическим богам, эти домики были и пробниками и конечным результатом. Как лягут глазури, ангобы, сами керамические массы мне было всё в новинку. Если хочется открыть дверь своей печи и чтобы глаза на лоб не вылезли от увиденного,то пробники,конечно,верный друг.
Сам процесс как одна долгая медитация, в результате не все домики порадовали, но слепила все десять, что уже хорошо и это сам по себе отличный результат. Проект #10домиков стал для меня отличным добрым пенделем. Вперед и только вперёд, теперь идти не так страшно, я себе разрешаю.