Рама для напольного зеркала

Техническая информация:

Размер рамы: 200х80 см
Глина: шамот 6015
Время работы: июль-август 2022 (примерно 2,5 месяца)
Обжиги: 1100С, 4 обжига
Используемые глазури: 7шт (список ниже в 6 разделе)

 

Работа над данным рельефом проводилась в рамках обучающего онлайн-интенсива Анны Куприяновой. 

1. Работа с референсами или с чего начать?

Разработка рамы началась с поиска формы и эскизов. В самом начале не было абсолютно никакой идеи ЧТО делать, было только желание отразить в работе определенное настроение. Хотелось сделать что-то с отсылкой к вечному, теплому, оберегающему. Хотелось монументальности (форма арки или портала усиливает это ощущение).

Чтобы определиться с приблизительной стилистикой, колористикой, фактурами и как-то это обобщить, я собрала папку с картинками на пинтерест. В подборку включила керамику, рисунок, линогравюру и вышивку - где-то зацепил цвет, где-то форма. Очень понравилось как выглядит графика ex-libris и я хотела реализовать этот визуальный эффект вырезанных маленьких изображений в рельефе.

Вторая часть подборки выглядела как хаос из разных картинок, но в каждой меня что-то цепляло.
Основное я выписала или зарисовала в блокнот и дальше уже стала работать над разметкой самой рамы и изображением рельефа.
Выбрала главные персонажи и основные элементы: солнце с лучами, ботанические элементы (листья, цветы, растения), леттеринг и латынь.

2. Эскиз. Утверждение размеров и формы.

Самым понятным в плане графического рисунка был верх с главным персонажем.
Благодаря лучам Солнца довольно большая плоскость (55х80см) логично разделилась на сегменты. А вот дальше были две ленты по бокам (по 160см) и полный простор для творчества. Еще в последних классах школы мне полюбились фразы на латыни, которые тогда я заучивала наизусть. Очень захотелось оставить эту маленькую "любовь" на раме.
Так в рельефе появилось выражение "Ars longa, vita brevis" (Искусство вечно, жизнь коротка).
С учетом того как долговечна керамика, а наши жизни, увы, нет, это показалось очень символичным.
Дальше был поиск формы самих букв для леттеринга, зарисовки разных растений и пробы зверушек, попытки "уложить" это всё в две длинные вертикали. И еще нельзя было забывать о геометричности Солнца, с которым все второстепенные персонажи должны гармонировать по стилю самой графики.

3. Организация рабочего места.

Так как рельеф довольно большого размера, муж собрал мне две рамы для набивки - для верхней части с солнцем (55х80см с учетом усадки чуть больше) и две длинные полосы для боковин (160х15см).
Толщина пласта = толщине рамы = 1,5см.


С верхней частью (на фото) работать было очень удобно, потому что можно было работать сидя и немного двигаться влево-вправо относительно рамы. Снизу постелен огромный кусок пленки, куда падала вся стружка от глины.
Вертикальная же часть рамы стояла возле стены и сесть возле было невозможно, только если сделать это боком. Поэтому работала я стоя, потом в наклоне и в самом конце сидя на корточках.

4. Набивка пласта. Перенос рисунка. Фактура. Разрезка.

Этот блок про основную работу, проделанную до обжига. 

Весь долгий процесс создания рельефа я показывала в сторис. Он есть в хайлайтах, кому интересно, за просмотром можно скоротать вечер с кружкой чая (inst @valeria.romashkina)


Параллельно с набивкой пласта я делала пробники. Об этом будет отдельная часть, потому что пробники я делала в 3 (или 4) этапа и там есть что рассказать.

5. Пробники.

А с пробниками что?

Пробников было сделано много, но нужно было делать еще больше. Пробники в керамике это такой большой мыслительный процесс, сильно растянутый во времени из-за технологии обжига.
Я остановилась когда в голове что-то щелкнуло и начала складываться общая картинка покраски.
На 100% корректно так и не удалось разбить все плоскости на светлые и темные участки.

Самое главное что я выделила для себя - пробники нужно делать максимально конкретными. А это возможно только когда рельеф «от и до» поделен на плоскости, есть фактуры и продуманы контрастные пары: светлое/темное, матовое/глянцевое. И после проделанного анализа уже можно прикинуть какими красками (глазури, ангобы, оксиды) красить.

В итоге вышло три партии пробников:
1. Самые большие и трудоёмкие, где продублированы кусочки рельефа в реальном размере. На них было понятнее всего как и чем я хочу красить. Но не было той свободы в экспериментах, благодаря которой получаются незапланированные «вау!» решения и неожиданные результаты.
2. Самые маленькие и непродуманные. Почти все улетели в мусорку. Но есть три кусочка, которые «выстрелили».
3. Очень продуманные, маленькие - под новые глазури чтобы обжечь на 1100. Тоже очень информативные.

6. Сушка. Первый обжиг.

Рельеф сушился примерно дней 10-14 между листами гипсокартона.

Изначально я планировала обжигать привычно на 1200 с любимой эффектаркой Оливой от Терраколор (она даёт очень красивые тёплые коричневые оттенки). Но потом решила поменять весь алгоритм покраски под 1100 и не гонять печь на 1200. Тем более что весь рельеф разом уместить в один заход не получится. Если бы печь была квадратная, то уложить в неё почти квадратные куски было бы проще. Но у меня круглая нырялка на 60л.

 

Ещё один весомый аргумент в пользу обжига на 1100. Я решила рискнуть и не стала разрезать 2 самых больших куска возле Солнца чтобы они стали более мелкие и более квадратные.
Оставила как есть, но не учла, что именно в них придётся выбрать с обратной стороны огромную площадь толщиной 5мм под зеркало.
Но! Я кое-что придумала. Не знаю насколько это решение стабильно рабочее -  мне достаточно одного удачного обжига. У меня есть кусок огнеупорного полотна, которое можно использовать под что-то с текучей глазурью. Такое «одеяло» толщиной как пивной картон. Я вырезала из него нужную форму и подложила под сложные места (на фото все видно) в местах, где глина могла "просесть".
Думаю что обжига на 1100 и этих подпорок должно хватить чтобы куски уцелели безо всяких ненужных деформаций (спойлер: все обожглось отлично).

Круг Солнца делался сразу в один обжиг вместе с глазурями.
Остальной рельеф после первого (утельного) обжига на 1100:

7. Глазуровка. Политой обжиг.

Если считать все-все вместе с базой, получается 7 глазурей (все из лабкерамики).Всего 7 глазурей на двухметровый рельеф.
Это моя маленькая победа над началом перемены мышления от покраски эффектарками к другим, более простым решениям.

Основные:
Белая 0017
Бесцветка 0106

Акцентные:
Сборчатая 2212
Красная терраколор 1431-47
Изумрудная 0102-05
Золотистая 1004
Голубая 2220-08

+ ангобы (из керамики Гжели)

Глазуровала все кистями, преимущественно мягкими (колонок, ушной волос, коза).

Итоги

Так как это был первый опыт лепки такого большого керамического объекта, ошибки, конечно, были.
Когда мы заказывали зеркало, его размер немного поменялся и в итоге пришлось увеличивать высоту рамы на 10см. Для этого мне нужно слепить заново две плитки. Можно было заказать зеркало под размер рамы, но в двух угловых нижних плитках все-равно есть косяк, из-за которого проще слепить заново два кусочка, чем его исправить.

Также после политого обжига появилась сквозная трещина в одной из самых сложных и больших частей. И отверстие для шурупа там тоже не в том месте где нужно. Эту часть придется слепить, покрасить и обжечь заново.

Поэтому итоги здесь не окончательные, но основная проделанная работа завершена.
После монтажа зеркала, я обновлю галерею фотографий.

Послесловие.

Инсайтов, конечно, много.
Важно время от времени вытаскивать себя из зоны комфорта и помещать в очень некомфортные, а порой и экстремальные условия.
Я очень благодарна Ане за этот курс. Самая большая ценность лично для меня - то что курс проходит онлайн. И в итоге на выходе получается очень самостоятельная работа.
Конечно, в процессе, когда очень сложно, а принимать решения по графике и покраске необходимо прямо сейчас, невероятно ценно иметь возможность получить помощь от мастера с большим опытом. Обратная связь помогает не зависать в сложных местах, а двигаться вперед.
Дальше новый опыт синергично вольется в уже наработанные алгоритмы и расширит возможности.


  • Сайт
  • Магазин